Юристы высказались о ситуации в Сатпаеве после похищения ребенка

74_main_new-1480095295
Ситуацию прокомментировали Жанна Мухамади и Серик Беркамалов.

Казахстанские юристы прокомментировали ситуацию в Сатпаеве, где местные жители едва не устроили самосуд над похитителем пятилетней девочки, передает Today.kz.

Адвокат Жанна Мухамади высказалась против самосуда.

«Под раздачу может попасть любой из нас и распят на радость толпе. В любой ситуации нужно руководствоваться здравым смыслом и неоспоримыми доказательствами. Вопрос о коррумпированной полиции и вседозволенности власти очень большой и проблемный. Но сжигание чужих машин и нападение на полицейские участки не красит никого. Я тоже, как и все, хочу наказания для насильников, похитителей и педофилов. Как бы смешно это не звучало, но мы живем в правовом государстве. Ответственность за преступления против половой неприкосновенности ужесточили. Но преступники продолжают избегать ответственности. Да, это прискорбно. И с этим давно пора что-то делать. И это что-то, не сжигание машин. А реформы в МВД, борьба с тотальной коррупцией, настоящая, а не как сейчас. Правовые механизмы есть, и они непременно должны начать работать с взаимодействия власти и народа. Если стало известно о факте преступления, для полиции это должно стать приоритетным делом. А не так как сейчас, когда жертву пытаются отговорить от написания заявления. А прокуроры как в нашему деле о групповом изнасиловании не должны выпускать подозреваемых под подписку, давая им шанс скрыться или оказать давление на жертву. У людей же должна вырабатываться нулевая терпимость к любому насилию. И не важно, кто его свершил, муж, брат или близкий друг. Полиция не торопится расследовать дела об изнасилованиях, чаще всего до придания делу публичного статуса. Жертву при раскрытии ее анкетных данных начинают публично гнобить сначала родственники насильников, затем просто люди своим пресловутым уят. Короткая юбка, зачем пила, сама виновата, зачем ты села в машину и поезд. Сценарии разные. Но пора признать, что у многих наших соотечественников напрочь отсутствует эмпатия к жертве», — отметила Мухамади.

Она считает, что экспертизы должны быть максимально независимыми.

«Сейчас это не так. Абсолютно точно могу утверждать, что на любого эксперта можно надавить звонком из прокуратуры или органа на три буквы. Поэтому только — независимая экспертиза. Власти пора проснуться и уже осознать, что веры в них нет. Доверие полностью потеряно и без их срочных и решительных шагов, народ начнет самосуд во всех сферах. А вот подозреваемому по нашему делу о групповом изнасиловании, который к тому же еще и бывший сотрудник надзорного органа хочу сказать: Сколько бы веревочке не виться, а конец все равно будет. Ты можешь сколько угодно заносить, твои дружки в погонах сколько угодно могут вмешиваться в ход дела, просто знай. Ты все равно получишь законное наказание. Рано или поздно. То, что ты сейчас на свободе, на совести жадного и алчного судьи. Но скоро придется отвечать за все! И я не успокоюсь до вынесения обвинительного приговора. Знай это», — добавила юрист.

Против самосуда высказался и председатель столичного филиала Казахстанского союза юристов Серик Беркамалов.

«Первая реакция на насилие над маленьким ребенком естественно самая яростная и инстинктивная — расстрелять на месте, разодрать живьем на месте ублюдка, не скрою как отец и я испытал такое желание. Все мы живые люди и понять толпу линчевателей можно, но поддерживать нельзя. Ярость масс объяснима, наверное, тем, что год от года количество таких преступлений росло, наказания смягчались, а преступники даже досрочно освобождались. Это понимание видимо и царило в ночной толпе. Однако же не многие знают, что в декабре прошлого года Президент Токаев именно по этим причинам подписал изменения в Уголовный кодекс о кардинальном усилении ответственности. Насилие над ребенком по 120 статье УК теперь называется высшей мерой наказания — 20 годами тюрьмы либо пожизненным сроком. И никаких тебе от и до, только максимальный срок. Более того, суд вправе применить принудительную меру в виде химической кастрации и по вчерашнему преступлению это будет совершенно справедливо и правильно!» – подчеркнул Беркамалов.

Он добавил, что «самосуд – это не мера ответственности, а форма деградации народа».

«Мы исторически никогда не были приверженцами побивания толпой камнями, кровной мести и тому подобного варварского «правосудия». Какое бы преступление не совершалось оно рассматривалось трезво и взвешенно судами биев и мы должны бы следовать этим мудрым традициям нравственности. Нужно понимать, что совершив самосуд однажды, мы откроем ворота внесудебной расправы и линчевания над всеми и каждым. И тогда не удивляйтесь, если случайно оказавшись на месте преступления вы будете растерзаны толпой без надежды на правосудие. Суровое и справедливое наказание преступнику будет однозначно, можно даже вернуть смертную казнь по таким преступлениям, но одно лишь ужесточение не решит проблемы, не вернет неприкосновенности, жизни и здоровья нашим детям. Отсюда следующая главная задача государства – это предотвращение на корню таких фактов, создание системы профилактики и предотвращения насилия. И над этим надо подумать», — заключил юрист.