Своим мнением по поводу предстоящей модернизации политической системы государства в интервью республиканской газете «Казахстанская правда» поделился председатель Казахстанского союза юристов Рахмет Мукашев
«Беспрецедентный шаг»
Говоря о деталях преобразований, обозначенных в обращении Президента, глава Казахстанского союза юристов Рахмет Мукашев подчеркнул, что передача полномочий идет по уникальному сценарию.
– Изучая, анализируя международный опыт, я не нашел ни одного прецедента, чтобы действующий Глава государства, тем более при условии сохранения президентской формы правления, делегировал в таком большом объеме свои полномочия другим ветвям власти, – констатировал он. – Считаю, что это очень прогрессивное решение.
Рахмет Мукашев напомнил, что работа над конституционной реформой в Казахстане продолжается постоянно с момента внесения изменений в Основной закон страны в 2011 году. Предложенные Президентом преобразования являются логическим продолжением этой работы.
– Рабочей группой, которая занимается подготовкой нормативно-право вой основы конституционных реформ, проводился анализ действующего законодательства , а также изучались возможные изменения и дополнения в нашу Конституцию, – рассказал руководитель Казахстанского союза юристов. – Было изучено порядка 300 действующих нормативно-право вых актов, в том числе 11 конституционных законов, а также 20 кодексов, проанализирован огромный массив законодательных актов.
В результате сформированы предполагаемые изменения Основного закона страны по трем направлениям. Первое направление предусматривает передачу полномочий Главы государства Правительству и Парламенту, и в первую очередь – Мажилису Парламента. Планируется передача около 40 полномочий, прописанных в действующей Конституции, органам законодательной и исполнительной власти.
– Реформы предусматривают, что государственные программы, которые раньше утверждались Президентом, а также программы социально-эконом ического развития на определенные периоды, которые утверждал Глава государства, теперь будут утверждаться Правительством, по согласованию с Мажилисом, – пояснил спикер. – Думаю, это очень большой шаг к повышению ответственности как Правительства, так и Парламента, которые, в конечном счете, будут отвечать за реализацию госпрограмм.
Второе направление реформ касается назначения и освобождения от должностей членов Правительства. Основная новелла: Правительство слагает свои полномочия только перед вновь избранным Мажилисом. Действующим же Основным законом предусмотрено, что Правительство слагает полномочия перед избранным Главой государства.
– Тем самым также повышается роль Мажилиса, – отмечает эксперт. – И здесь же важно отметить, что члены Правительства – министры будут назначаться Правительством по согласованию с Мажилисом. То есть профильные комитеты палаты будут обсуждать кандидатуры министров, давать свои заключения, Мажилис в целом будет давать согласие по той или иной кандидатуре, и затем назначение министра утверждается на заседании Правительства. Главой государства утверждается только две кандидатуры министров, входящих в состав Правительства, – министра иностранных дел и обороны.
Помимо этого, Рахмет Мукашев обратил внимание еще на одну важную реформу – изменений положения Конституции о полномочиях Президента принимать указы, имеющие силу законов.
– Эта норма есть в действующей Конституции, и она была эффективна на определенном этапе развития государства, – отметил глава Казахстанского союза юристов. – Это был важный позитивный элемент в государственном строительстве, который сыграл большую роль в проведении правовых, социальных и экономических реформ. Например, в транзитный период были приняты Указы Президента, имеющие силу законов, которые были крайне необходимы в связи с переходом к рыночным отношениям. Теперь же сделан вывод, что в таких полномочиях Главы государства больше нет необходимости, потому что Парламент и Правительство будут проводить работу по реформированию законодательства .
Согласно предложенным конституционным реформам, у Президента остается право законодательной инициативы, а также обращениям в Конституционный совет по тем или иным вопросам, связанным с принятыми нормативно-право выми документами.
– Таким образом, Президент становится верховным арбитром между ветвями власти, – уточнил эксперт. – И эту деятельность верховного арбитра он будет осуществлять, обладая достаточными полномочиями, согласно Конституции. При этом вопросы внешней политики, национальной безопасности и обороноспособнос ти страны остаются исключительной прерогативой Главы государства.
В рамках третьего направления реформ, как напомнил Рахмет Мукашев, предусматриваетс я усиление роли Конституционного совета, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и ее подразделений на местах. При этом Верховный Суд наделяется правом рассмотрения по своей подсудности уголовных дел. Кроме того, конкретизируется роль и место Генеральной прокуратуры.
Он также обратил внимание на то, что в своем обращении Глава государства предложил провести по указанным реформам всенародное обсуждение. Все предложения будут аккумулироваться и систематизироват ься рабочей группой, которая по итогам анализа этих предложений подготовит доклад Главе государства. И далее, как четко обозначено в обращении Президента, изменения и дополнения в законодательство Парламент рассмотрит в течение текущей сессии.