ДОКЛАД Председателя РОО «Казахстанский союз юристов» Акылбай С.Б. «Правовой нигилизм как издержка современного развития Казахстана»

img_5609

Добрый день, уважаемые участники Круглого стола!

В Казахстане двадцать седьмой год осуществляется поэтапный переход с уровня одного из окраинных субъектов бывшего Союза на уровень самостоятельной успешной страны. Он обеспечивался и обеспечивается системными реформами  социально-экономической, политической и правовой сфер жизни общества и государства. Развитие любой, даже самой прогрессирующей страны, сопровождается сопутствующими погрешностями и издержками. Вот такой издержкой современного развития Казахстана и является социальный нигилизм, часть которого, правовой нигилизм —  предмет нашего обсуждения на сегодняшнем Круглом столе.

В этой подготовленной аудитории нет необходимости давать определение правовому нигилизму. Он в большей или меньшей мере, как распространенное явление, известен всем юристам. Лучше перейду к сути того, о чем хотел бы сказать.

Обычно в научной среде и у практиков принято считать, что правовой нигилизм обусловлен различными причинами: историческими, социально-экономическими, политическими, культурными, психологическими и другими реже называемыми причинами. В общем-то верно и неоспоримо. Мне представляется, что большинство их, если не все, порождают правовой нигилизм комплексно, в составе единого реального  процесса общественных изменений, чаще как следствие крупных трансформаций, глубоких перемен, происходящих в той или иной стране. Как это случилось в современном Казахстане.

В 90-е годы Президент страны Назарбаев задал  курс к правовому государству, демократии, экономическим и гражданским свободам. И ключ к ним он видел в достижении приоритетного положения института частной собственности и права. По его мнению, обладание чем-то своим, собственным, позволяет человеку свободно распоряжаться этим своим, но, во избежание произвола, дискриминации или насилия со стороны других, нужен закон, право, единые правила, препятствующие вторжению кого-бы то ни-было, включая государство, в сферу личной свободы человека. В этом, он видел наибольшую возможность обеспечения свободой всех. И очень скоро была принята серия либеральных экономических законов, положивших начало развитию рыночной экономики в Казахстане.

 

В те 90-е годы, люди с энтузиазмом осваивали новые представившиеся возможности, находили применение своим способностям, экспериментировали, творили, активно участвовали в общественной жизни, открывали свое дело.

Но, уже в дальнейшем, в 2000-е годы, вслед за эмоциональным подъемом и поддержкой реформ пришло разочарование, вызванное неподкрепленностью иждивенческих ожиданий, неопределенностью будущего и необходимостью адаптироваться к постоянно меняющейся ситуации. Недостаточная укорененнось собственности и права, социальное расслоение на бедных и сверхбогатых, с отождествлением последних с воровством и несправедливостью, сужение естественной структуры производства и занятости, неэффективная система разрешения экономических и имущественных споров, неразвитость традиций участия гражданского общества и СМИ в контроле за действиями власти, в формировании ценностей открытого общества, правового государства и демократических процедур – вот тот нежелательный, но, к сожалению,  возникший побочный результат казахстанских реформ. Он и стал почвой для произрастания социального и правового нигилизма казахстанцев.

Сегодня нельзя не признать, что в эйфории успешного развития экономики, особенно в годы высоких цен на нефть и газ, мы  недооценили важность адекватного нормативно-правового оформления реформ. Устойчивый подъем сырьевой экономики не способствовал принятию в других ее секторах законов мотивирующих экономические субъекты. Немало здравых параметров было  проигнорировано, либо искажено при законодательном оформлении монетарной, фискальной, торговой, социальной политики, при проведении приватизации, создании рынка земли и развитии конкуренции. История принятия и изменения Налогового, Таможенного, Трудового,  и Земельного кодексов тому подтверждение. Все это не вызывало, мягко говоря, энтузиазма у предпринимательского класса, населения и даже чиновничества. Неудовлетворенность законами, правовой нигилизм бывало принимали форму их открытого неприятия, как земельные митинги 2016 года.

Существенным недостатком реформ стало увеличение в законодательстве  объема регулирующих норм. Рост объема нормативной базы требовал большого количества чиновников на ее обслуживание. Это, в свою очередь, предопределило значительное расширение роли государства в экономике  и  обществе в целом. Тем самым был открыт путь для создания основ государственного капитализма, возникновения олигархии, ограничения экономической, а затем и политической свободы. Практическим воплощением этого стало появление гигантской государственной корпорации «Самрук-Казына», объединившей национальных монополистов,  легитимизация отечественных миллиардеров в списке журнала Форбс,  ликвидация отдельных политических партий и независимых СМИ.

Общепринято считать, что институт частной собственности должен был стать преградой правовому нигилизму, приучить личность к гражданскому порядку, гражданской ответственности, уважению прав других и формировать собственную гражданскую позицию. Но главным мотивом общественной жизнедеятельности стало материальное обогащение, культ денег, ведущий к криминализации правового сознания, к коррупции. Этому способствовал        криминальный характер перераспределения собственности, происхождение крупных капиталов. При этом институты власти не всегда проявляли  должное внимание к таким перекосам, что в общественной реакции на них  проявлялось в форме отчуждение от самой власти, то есть как устойчивый правовой нигилизм.

За годы Независимости в Казахстане реформировались и правоохранительные органы, но и они  не успевают соответствовать ожиданиям общества. Их деятельность по-прежнему остается одним из основных источников правового нигилизма. Немало случаев, когда правоохранительные органы обходят тех, кто совершает преступления и привлекают к ответственности невиновных. Такая избирательность объясняется наличием или отсутствием должностной неприкосновенности или высокопоставленных родственников. Названная практика серьезно подрывает принцип «все равны перед законом и судом» и способствует формированию у граждан неверия в справедливость представителей закона. В народе ее прозвали «усеновщиной», таким образом увековечив фамилию человека, часто и безнаказанно совершавшего противоправные действия.

Уважаемые участники Круглого стола!

Правовой нигилизм в нашей стране есть не только издержка социально-экономического и правового развития, но и духовного. Хотя слово «развитие» к казахстанской сфере духовного, культурного не может быть полностью применимым.

Конечно же наши реформы предполагали подъем культуры, обогащение духовной жизни общества новыми достижениями, идеями и ценностями.  Но, вынужден сказать, что за редким исключением, развитие культуры в Казахстане не получило ожидаемого развития. Становление рыночной экономики, внедрение современных стандартов в государственно-правовой системе, повышение уровня социальной сферы, улучшение здравоохранения, в едином комплексе реформ происходило в недостаточной связи с историей нации, культурой и морали. Думаю, оказались неплодотворными попытки поиска оснований современных реформ в государственном устройстве казахского ханства, степном праве, суде биев и других атрибутах нашего прошлого.

Реформы не получили духовного подкрепления в совершенствовании регулирования общественных отношений и полностью опирались на институт права, его нормы и процедуры. Либерализация экономики и права происходила без столь важного и естественного соотнесения ее с моралью общества. Исторический опыт других стран показывает, что общество не может поступательно нормально развиваться  без культуры, морали, философии и религии.  Надо признать свои ошибки при проведении реформ в 90- годы, когда при так называемой административно-экономической оптимизации в селах и отчасти городах было закрыто немалое число школ, домов культуры, библиотек, кинотеатров, театров и  музеев. Многие деятели культуры, писатели, художники, музыканты лишились привычной творческой среды. Общество, особенно молодежь пытались самостоятельно приобщаться к культурным ценностям через средства массовой информации, Интернет. В условиях ограниченного культурного пространства значительно выросло число людей, приобщившихся к религии, ее духовным ценностям.

За все годы независимого развития Казахстана не появилось ни одного крупного писателя , композитора, режиссера, то есть, властителя дум уровня Олжаса Сулейменова, Абдижамила Нурпеисова, Мукагали Мукатаева и Азербайжана Мамбетова. Зато образовавшийся вакуум заполнили многочисленные гламурные деятели с низкопробными образцами творчества.

Снижение уровня   культуры  и правовой нигилизм находятся в самой прямой зависимости. Никакое законопослушное общество невозможно, когда многие из его членов становятся эгоистичными скептиками, нарушающими моральные и законодательные нормы, ущемляющие жизненные интересы друг друга. Общество с такими ослабленными моральными устоями теряет внутреннюю солидарность и гражданские добродетели, необходимые для его благополучия и развития.

Уважаемые участники Круглого стола!

Казахстанский союз юристов, который я представляю на этом Круглом столе  проводит активную работу по снижению уровня правового нигилизма. В этих целях Союз определил для себя приоритет  в   систематизации и широком осуществлении  общественной юридической экспертизы законопроектов, государственных и социально значимых проектов и программ.  Ранее я говорил о митингах 2016 года, спровоцированных попытками принять поправки в земельное законодательство, не отвечающие интересам граждан. Законы нельзя принимать стихийно, для этого существует определенная процедура, начинающаяся с обсуждения законопроектов в обществе, известная за рубежом как обязательная общественная правовая  экспертиза.

Союз и ранее участвовал в законопроектной работе, внося предложения, изменения и дополнения в проекты законодательных актов на основе обсуждения их во всех региональных филиалах организации. Среди них  выделю проекты Гражданского кодекса, закона РК «Об органах юстиции», закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», закона РК «О профессиональных союзах», закона РК «Об архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Казахстан». Сегодня речь идет о более массовом обсуждении законопроектов, упорядоченном в систему.

В этом году мы намерены принять для общественной правовой экспертизы ряд законопроектов, такие как «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам охраны и использования историко-культурного наследия», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», Административного процедурно-процессуального Кодекса и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан».

Теперь о втором важном начинании Союза, также направленному на преодоление правового нигилизма. Мы инициировали новый  пилотный проект по созданию системы широкой, безвозмездной, доступной юридической помощи казахстанским гражданам, как правило, подверженным правовому нигилизму. Это те, кто неудовлетворен результатами юридических тяжб: безработными, инвалидами, пенсионерами, матерями–одиночками, многодетными родителями, студентами и мигрантами. Такая деятельность добровольно осуществляется как отдельными юристами, так и юридическими объединениями, фирмами, адвокатскими коллегиями, юридическими вузами и научными учреждениями.

Наша инициатива по приобщению юристов к оказанию добровольной и бесплатной профессиональной  помощи нуждающимся людям отвечает смыслу модернизации общественного сознания, к которой призывает Президент страны в своей программной статье «Рухани жангыру».       Нурсултан Назарбаев считает, что нам «нужны ясные, понятные, устремленные в будущее установки», выполняющие «условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода». У казахов таким кодом всегда была помощь ближнему, взаимовыручка, коллективистское общественное сознание. Его то и надо возрождать.  А если принять во внимание, что за годы Независимости выросло новое поколение, воспитанное в духе правового нигилизма,  пренебрежения общественными интересами, то мы, действительно, начали современную модернизацию нравственности, общественного сознания и практически начали воплощать в жизнь эти идеи Главы государства.

Третье. Наш Союз считает необходимым активное воздействие СМИ на формирование такого правового сознания и правовой культуры граждан, которое отвечало бы целям и задачам построения в нашей стране правового государства и гражданского общества. Мы предложили создать и реализовать в печатных СМИ, на телевидении и  социальных сетях проекты, которые будут выполнять функцию инструмента преодоления правового нигилизма путем создания общественного мнения о действующем праве в стране, законотворческой деятельности и правоприменительной практике, проводника посылов правовой политики государства в обществе. Базовой сквозной целью проектов является осуществление средствами  публицистики активного включения широких слоев населения в современные правовые отношения, соответствующие стандартам и темпам развития мирового сообщества.

Четвертое. В приоритетах Союза распространение и  пропаганда правовых знаний выдающимися юристами, ученых и практиками. В этих целях, которые способствуют снижению уровня правового нигилизма граждан, Союз создал информационно-публицистическую программу «Слово известных юристов», которая регулярно выходит на нашем сайте  и социальных сетях. Ее первыми участниками стали карагандинцы, доктора юридических наук, профессора Дулатбеков Н.О. и Борчашвили И.Ш.

На этом позвольте закончить свое выступление и пожелать успехов в решении нашей общей задачи по преодолению правового нигилизма казахстанцев.