Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Мы, неравнодушные граждане Казахстана — общественные деятели, юристы, ученые, журналисты, бизнесмены, и в первую очередь отцы и матери серьезно обеспокоены ростом насилия в семейно-бытовой сфере.
По нашему мнению, причины этого роста не только в социально-экономических проблемах в семье, низком уровне воспитания и образования, во многом они еще и предопределены неоднозначностью административных и уголовно-правовых норм регулирующих эту важнейшую сферу общественных отношений.
Это подтверждают и цифры правовой статистики — за период с 2010 по 2018 г. сотрудники полиции установили свыше 600 тысяч защитных предписаний, а также более 52 тысяч особых требований к поведению нарушителя.
За 8 месяцев 2020 г. совершено уже 132 тысяч таких правонарушений, в итоге за последние три года – количество фактов семейно-бытового насилия возросло в 2,5 раза.
В сентябре 2019 года в своем Обращении к народу Казахстана Вы совершенно справедливо заметили, что: «мы увлеклись гуманизацией законодательства, при этом упустив из виду основополагающие права граждан» и поручили в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей.
Во исполнение Ваших поручений уголовная ответственность за педофилию, сексуальное насилие и наркоторговлю действительно была усилена, и ситуация с этими преступлениями начала исправляться.
Однако по непонятным причинам в вопросе ужесточения ответственности за бытовое насилие против женщин и детей Ваши поручения не нашли поддержки в правоохранительных органах и концептуального изменения законодательства в этом вопросе не произошло.
Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 292-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» в основные нормы административного законодательства, устанавливающие ответственность за насилие в семье и быту были внесены ряд изменений, которые по своей сути не являются формой ужесточения наказания.
В части 1 статьи 73 Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП РК) за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений срок административного ареста был увеличен с трех до пяти суток. Вместе с тем по квалифицирующим составам по части 2 и 3 указанной статьи мера ответственности не изменилась.
Статьи 73-1 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и 73-2 (Побои) КоАП были дополнены частью 1-1, которая вводит дополнительный квалифицирующий признак правонарушения – состояние правонарушителя в семейно-бытовой связи с жертвой. Однако максимальная мера ответственности за эти правонарушения (срок ареста) абсолютно идентична основному наказанию за исключением отсутствия штрафов для семейных дебоширов. Таким образом, введение данных дополнительных норм не несет никакого предупредительного значения для потенциальных нарушителей, также как и правового смысла помимо отдельного учета правонарушений.
Более того, семейно-бытовая связь жертвы и нарушителя становится (по смыслу этих статьей) не отягчающим, а смягчающим ответственность обстоятельством поскольку в основном составе нарушения ответственность установлена в виде штрафа или ареста, а по специальной части статьи штраф заменен предупреждением.
Статья 461 КоАП «Нарушение защитного предписания» вообще не претерпела никаких изменений и влечет всё то же предупреждение либо арест до пяти суток, несмотря на то, что выдача предписания является одним из важных и действенных инструментов защиты жертв бытового насилия, однако его роль нивелируется слабостью санкции за его нарушение.
В ходе реформирования законодательства в сторону ужесточения в отношении преступлений против основополагающих прав человека так и не были устранены существующие перекосы и противоречия уголовного закона. К примеру, в настоящее время в Казахстане установлена уголовная ответственность за оскорбление (ст.132 УК РК) и в тоже время декриминализована ответственность за побои и умышленное причинение легкого вреда здоровью, хотя такое правонарушение несет в себе большую общественную опасность и угрозу.
Анализ действующих норм позволяет сделать вывод о том, что действующее уголовное и административное законодательство в части защиты основных прав и свобод человека, особенно в части защиты женщин и детей в семье не сбалансированно, имеет признаки дискриминации и не обеспечивает достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения преступности.
Несоразмерно мягкая реакция закона на небольшие по тяжести преступления в семейной сфере создают у потенциальных нарушителей чувство безнаказанности и закономерно влекут к более тяжким преступлениям, в том числе, убийствам. Зачастую вмешательство уголовного закона на этой стадии уже не спасает жизни женщин и детей и становится лишь запоздалой карой за совершенные деяния.
В этой ситуации полагаем, что вопрос о криминализации побоев и причинения легкого вреда здоровью важно решить в первоочередном порядке безотносительно принятия закона о противодействии семейно-бытовому насилию.
При положительном решении вопроса о криминализации побоев и причинения легкого вреда здоровью необходимо также решить вопрос об определении порядка рассмотрения этой категории дел в уголовно-процессуальном законодательстве, предусмотрев изъятия из сферы частного обвинения по аналогии с защитой прав беспомощных или зависимых лиц.
В связи со сложившейся ситуацией просим Вас поручить Правительству и Парламенту Казахстана вновь вернуться к вопросу ужесточения наказания за насилие в отношении женщин и детей в семейно-бытовой сфере, в частности, восстановить в Уголовном кодексе нормы статьей 108 и 109 (побои и причинение умышленного легкого вреда здоровью) с установлением основного вида ответственности в виде общественных работ, а также усилить административную ответственность за иные правонарушения, совершенные в семейно-бытовой сфере.
Безусловно, мы понимаем, что эти меры не являются исчерпывающими для решения озвученной проблемы, однако они станут фундаментом неотвратимости наказания и будут нести четкий и ясный сигнал обществу, отражая принципиальную позицию государства к вопросу защиты семьи и детства.
- Рахим Ошакбаев, Директор Центра прикладных исследований «TALAP»
2. Серик Акылбай, Председатель РОО «Казахстанский союз юристов», к.ю.н., профессор
3. Талгат Нарикбаев, Председатель Правления Университета КАЗГЮУ имени М.С.Нарикбаева
4. Енлик Нургалиева, доктор юридических наук, профессор ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Президент Евразийского правозащитного центра
5. Шолпан Момынова, доктор исторических наук, профессор
6. Рамазан Нуртаев, доктор юридических наук, профессор Университета КАЗГЮУ имени М.С.Нарикбаева
7. Саттар Рахметов, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Министерства юстиции РК
8. Айдаркан Скаков, доктор юридических наук, профессор КазНУ имени Аль-Фараби
9. Салтанат Турсынбекова, общественный деятель, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан
10. Абзал Серикбаев, кандидат юридических наук, декан юридического факультета КарГУ им. Е.А.Букетова,
11. Муслим Хасенов, PhD по юриспруденции, assistant professor Университета КАЗГЮУ имени М.С. Нарикбаева
12. Зараб Казиев, кандидат юридических наук, профессор, руководитель отдела уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства Института законодательства и правовой информации Министерства юстиции РК
13. Роза Жамиева, кандидат юридических наук, доцент, Заведующая кафедры Уголовного права, процесса и криминалистики КарГУ им. Е.А.Букетова
14. Лейла Аренова, кандидат юридических наук, доцент, криминальный психолог
15. Рауан Кенжеханулы, Общественный деятель, предприниматель
16. Серик Беркамалов, Председатель филиала РОО «Казахстанский союз юристов» в г. Нур-Султан, почетный юрист Казахстана
17. Ануарбек Скаков, Председатель Палаты юридических консультантов г. Нур-Султан
18. Асхат Бимбетов, PhD по юриспруденции, адвокат Восточно-Казахстанской областной коллегии адвокатов
19. Джохар Утебеков, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов
20. Жанна Ильичева, предприниматель, блогер
21. Азиза Шужеева, Заместитель Председателя Альянса женских сил Казахстана
22. Динара Сатжан, журналист, предприниматель, член Общественного совета г. Нур-Султан
23. Ерлан Куанышев, член МВК по профилактике правонарушений при акимате г.Алматы
24. Никита Шаталов, Главный редактор Zakon.kz
25. Шолпан Али, независимый журналист
26. Жанна Ахметова, журналист, член Республиканского совета по защите прав детей