2020 год завершает период действия Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом первого президента РК Н. А. Назарбаева от 24 августа 2009 года.
Предварительный анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что основные положения Концепции получили свою реализацию на практике, что безусловно имеет важное прикладное значение, особенно в правоприменительной деятельности.
В Концепции отмечается, что строительство в Казахстане правового государства требует дальнейшего совершенствования специализированных институтов, связанных с защитой прав и свобод граждан.
Палаты юридических консультантов, созданные и функционирующие в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» от 05 июля 2018 года, являются наглядным примером института, связанного с защитой прав и свобод граждан.
На наш взгляд, нормативное регулирование деятельности тысяч граждан, оказывавших услуги на ниве представительства сторон в судах, имеет гораздо больше положительных моментов, нежели негативных.
В первую очередь это связано с тем, что палаты юридических консультантов объединили в своих рядах действительно высококвалифицированных профессионалов, соответствующих статусу, определенному Законом.
По своему опыту известно как много было дискуссий, собраний среди юридической общественности на стадии создания палат юридических консультантов. В ходе этих дискуссий анализу подвергались не только нормы вышеназванного Закона, но и Гражданского Кодекса РК, Закона РК «О саморегулировании», Закона РК «Об общественных объединениях» и т. д. В результате, как уже было отмечено выше, были созданы и функционируют по всей стране более 85 палат юридических консультантов.
В настоящее время почти все процедурные вопросы, связанные со становлением института палат юридических консультантов, на первый взгляд, решены: все палаты функционируют в штатном режиме, учредительные и регистрационные документы приведены в порядок, сами юридические консультанты активно задействованы в правоприменительной деятельности.
Однако сейчас одним из острых вопросов является объединение всех палат в единую Республиканскую Палату юридических консультантов.
Как показывает беглый обзор материалов на данную тему, мнение юридической общественности разделилось: в то время как одни ратуют за объединение, другие имеют прямо противоположное мнение.
Не вдаваясь в подробности мнений каждой из сторон, хотелось бы выразить свое мнение именно в поддержку объединения палат юридических консультантов в Республиканскую.
В первую очередь, наша поддержка обусловлена реалиями нашего времени. Пандемия короновируса и связанные с этим ранее введенный режим ЧС, карантинные мероприятия, введенные как в период действия ЧС, так и после его отмены, дистанционная работа судов — это объективные факторы, которые существенно повлияли и влияют до сих пор на деятельность юридических консультантов.
Вместе с тем в государстве не прекращается и законотворческая, нормотворческая деятельность соответствующих государственных органов. Наглядным примером являются постановления главных санитарных врачей, как регионов, так и республиканского. Практически каждый из нас столкнулся (особенно в начале введения режима ЧС) с отсутствием своевременного ознакомления с этими документами, которые имели и имеют правовые последствия при их несоблюдении.
При этом надо отметить, что не только каждый юридический консультант, но и не каждая палата могут иметь своевременный доступ к нормативной базе.
На наш взгляд при наличии Республиканской Палаты юридических консультантов, вышеуказанные трудности с доступом к нормативной базе могут быть успешно преодолены.
Актуальным является также и вопрос координации деятельности многочисленных палат юридических консультантов.
В настоящее время практически все палаты юридических консультантов сами определяют свою внутреннюю политику в рамках правосубъектности, определенной законом. В то же время за два года, прошедшие с момента принятия закона по сегодняшний день, отмечаются некоторые недостатки, не самым лучшим образом влияющие на реноме сообщества юридических консультантов.
Так, несмотря на требования закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности деятельности юридических консультантов, тем не менее имеют место быть факты отсутствия у действующих юридических консультантов страховых полисов. Тем не менее палаты, в которых были отмечены такие факты не должным образом реагируют на эти обстоятельства.
Кроме этого, имеются замечания по приему в членство палат юридических консультантов, по вопросам дисциплинарной ответственности, по вопросам, связанным с подтверждением статуса юридического консультанта.
По нашему мнению, координация и оперативное реагирование по вышеуказанным вопросам эффективно при наличии так называемого «головного» офиса, в нашем случае Республиканской Палаты юридических консультантов. Наглядный пример этому опыт нотариальных палат и адвокатских коллегий.
Другим немаловажным фактором является развитие цифровизации. Не случайно 06 октября 2016 года Указом первого президента РК Н. А. Назарбаева было создано Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности — центральный исполнительный орган Республики Казахстан.
Предвидя скептическое мнение оппонентов, основанных на существенных недостатках внедрения цифровых технологий, особенно в системе здравоохранения и образования, тем не менее, хотели бы подчеркнуть, что все эти недостатки возникли не из-за того, что идея цифрового развития плоха сама по себе. Отнюдь нет, данные недостатки стали возможными в результате противоправных действий исполнителей данной программы.
На наш взгляд, программа цифрового развития Казахстана имеет долгосрочные перспективы и сейчас важно так выстроить свои приоритеты, чтобы в обозримом будущем быть подготовленным для жизнедеятельности в сфере развитых цифровых технологий.
Объединение в единую Республиканскую Палату юридических консультантов окажет существенное влияние на адаптацию и нормальное функционирование всех палат юридических консультантов в период цифровизации.
И еще один термин, в завершение данной статьи — глобализация.
Следует признать, что все мы, в том числе и юридические консультанты, живем в эпоху глобализации.
Эволюционным путем человечество пришло к пониманию простой истины — дальнейшее развитие будет более эффективным только в совокупном развитии всех индивидов. Именно этим продиктовано создание и деятельность надгосударственных органов и организаций — ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ и так далее.
Более того, бизнес также объединяется: в планетарном масштабе это ТНК, ВТО, всевозможные альянсы и союзы.
Именно поэтому считаем, что объединение в Республиканскую Палату юридических консультантов полностью соответствует такому явлению нашей жизни как глобализация.
Тулебаев Аскар Нурлебекович
Член палаты юридических консультантов г. Алматы